Воспитание детей являлось предметом заботы старшего поколения на всех ступенях развития человеческого общества. Наука о профилактике детского травматизма тесно соприкасается с историей развития медицины, социальной гигиены, физической культуры и спорта, а также законодательства об охране труда детей и подростков и социально экономическими условиями жизни общества. Травматизм - одна из важнейших государственных проблем, которую следует рассматривать не только в медицинском, но и социальном аспекте. Эффективность мероприятий по профилактике детского травматизма во многом зависит от возраста детей. Каждая возрастная группа имеет свои особенности. Когда дети начинают посещать школу, они получают некоторую самостоятельность, чаще бывают на улице без присмотра, что способствует увеличению количества случаев травматизма.
Школа, семья и общественность направляют совместные усилия на то, чтобы каждый подросток свое свободное время не растрачивал бездумно, а пополнял знания, приобщался к литературе и искусству, занятиям физической культуры и спортом. Культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые для школьников - надежный заслон от травматизма.
Мероприятия по профилактике детского травматизма включаются в планы воспитательной и просветительной работе. Для младших школьников целесообразно устраивать утренники здоровья, различные викторины, соревнования. Дети среднего и старшего школьного возраста уже имеют определенные знания о мерах профилактики травматизма. При работе с этой возрастной группой, обращают внимание на формирование правильного отношения к возможным опасностям.
Безусловно предсказать, предвидеть где ребенок может травмироваться невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю. При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в школе с классным руководителем своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе медпункт. Как правило, поддерживание тесного контакта с учителями всегда дает хорошие результаты. Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой — на лыжах, катание на коньках. Основы отношения человека к физической активности, к спорту формируется в детстве — привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь.
Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как учителей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма. Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. В первичной профилактике детского травматизма большая роль отводится родителям. Обыденность ситуации притупляет бдительность родителей, и не внимательность детей часто приводит к печальным результатам. И чтобы это произошло надо объяснить детям в доступной форме, как надо беречь себя, защищать.
Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.